• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с Игорем Архиповым

Игорь Архипов, выпускник бакалавриата по программе «Бизнес-информатика» и магистратуры по программе «Моделирование и оптимизация бизнес процессов», в настоящее время работает руководителем группы бизнес-анализа в компании Isobar Australia, г.Мельбурн, Австралия. Игорь рассказывает о том, почему он выбирал для учебы наш факультет, о том, как складывается его жизнь после окончания учебы, а также о карьере в международных компаниях.

Интервью с Игорем Архиповым

Игорь, расскажите, пожалуйста, немного о том, как вы попали на факультет, какие программы в бакалавриате и магистратуре вы заканчивали и почему выбрали именно эти направления?

Я заканчивал бакалавриат по направлению «Бизнес-информатика» и магистерскую программу «Моделирование и оптимизация бизнес процессов». Что касается выбора, то ещё на третьем курсе бакалавриата я понял, что мне интересно то, что я изучаю, поэтому после выпуска особых сомнений при выборе не возникло. После бакалавриата я принял решение, что нужно поступать на магистратуру в том же направлении. Ну и еще одним важным мотивом было то,  что я на той же кафедре защищал дипломную работу в бакалавриате. У меня были и научные работы в этом направлении, хотелось двигаться дальше. К тому же, мне был очень близок по духу преподавательский состав и атмосфера факультета в целом. Профессора рассказывали действительно интересные и – что немаловажно – практичные вещи.

 

Сложно было поступить в магистратуру?  

Честно говоря, нет. Мы поступали по олимпиаде для студентов, она была для нас своеобразной репетицией госэкзамена – в этом смысле нам повезло.

 

Игорь, а если говорить о самом процессе обучения, что вам, как студенту, больше всего нравилось?

На первом курсе бакалавриата периодически возникали вопросы: «Что мы здесь ищем? Что из нас вырастет?». Однозначные ответы в тот момент дать было сложно. Понимание пришло уже в процессе учебы. Нас учили не только практичным, каждодневным вещам, условным хард-скиллам, но пытались дать более широкое видение индустрии и процессов, происходящих в ней. Постепенно становилось заметно, как менялись собственные взгляды студентов относительно программы, особенно на последнем курсе магистратуры или даже после выпуска: сначала, на младших курсах, казалось, что нам дают мало практических навыков, которые, легли бы в основу будущей профессии. Но потом пришло понимание, что нам дают не столько практичные, каждодневные навыки, назовем их хард-скиллы, сколько кругозор вообще в профессии, широкое видение индустрии и процессов, происходящих в ней, набор лидерских, менеджерских навыков. Именно эти навыки не так устаревают, как хард-скиллы, потому что технологии, программные продукты и всё то, что легко выучить в процессе работы, нарабатываются. А вот получить эти мягкие навыки, софт-скиллы – т.е. умение мыслить в нужном направлении, это отдельная сложная задача, с которой, мне кажется, в Вышке удачно справляются. С таким образом мышления найти своё место гораздо проще.

Учеба в целом дала хороший фундамент: в бакалавриате я получил очень много – пусть и довольно разрозненных – знаний и навыков. Магистратура помогла понять, как со всем этим багажом работать, до нее такого понимания не было. Я слышал, что после нашего выпуска поменялась учебная программа бакалавриата по нашему направлению, добавили научные семинары. На мой скромный взгляд, это очень грамотный шаг, потому что только, наверное, мне только в магистратуре, когда  мы уже попробовали работу в формате научного семинара, стало понятно, что институт - это не только место, где студенты потребляют знания, но и место, где они производят какие-то знания и развивают науку и передовую мысль. И в бакалавриате  мне лично  этого не хватало. Пока я там учился, не понимал, чего мне не хватало; когда попробовал такой формат занятий в магистратуре,  понял - вот этого. Это как раз то ощущение, про которое я говорил, что после четырех лет бакалавриата не было понимания, как же все свои знания применять на практике. Возможно, если бы у нас были в таком формате какие-то занятия, не было бы такого ощущения.

А вообще, если говорить об образовании, есть хорошая фраза, которая мне очень нравится и применима в этом контексте: во время учебы человек приобретает багаж бесполезных знаний, который ему никогда не пригодится, но одновременно построит миллионы нейронных связей, которыми будет всю жизнь пользоваться. После окончания магистратуры я чувствовал, что за эти два года поменялся мой способ мысли, то, как я отношусь к каким-то проблемам, задачам. То есть, условно говоря, после бакалавриата было какое-то ощущение недосказанности, был набор навыков, которыми нас снабдили, был набор каких-то знаний, фактов, которые сидели в голове, но не было никакого понимания, как это увязать вместе, как это применить на работе, в жизни. После магистратуры это было по-другому. Не могу сказать, что за два года магистратуры я, условно, выучил очень много нового, именно фактов, детальных знаний, но зато появилось ощущение, что я знаю, как с этим багажом работать. До магистратуры этого не было.

 

Запомнился ли вам кто-то из преподавателей или приглашенных лекторов?

В Вышке довольно много  ярких и увлеченных своим предметом преподавателей – и студенты это отлично чувствуют. Лично для меня самым важным преподавателем был Валерий Георгиевич Чеботарев, которого, к сожалению, уже нет с нами. Именно он сформировал мои взгляды на многие учебные, научные и практические проблемы, мои профессиональные взгляды, научил мыслить самостоятельно, искать подходы и решения. Он был  хорошим примером увлеченного, очень голодного такого, ученого, открытого новым идеям, взглядам, проблемам.

 

А если говорить о работе, вы работали во время учебы?

Да, я начал работать после второго курса бакалавриата. К окончанию магистратуры у меня уже был достаточно весомый практический опыт. Вскоре после защиты диплома перешёл на работу в «Лабораторию Касперского», заниматься управлением бизнес-процессами.

 

Игорь, а после того, как вы пошли работать, а затем переехали в Австралию, бывало ли так, что вы вспоминали образование или опыт, полученные в Вышке,  встречаясь с выпускниками других университетов? Можете ли вы сравнить вышкинское образование, с тем, какое образование получают выпускники других вузов?  

Впервые я реально ощутил то, что дала мне Вышка, в Лондоне. Это было три или четыре года назад на конференции по управлению бизнес-процессами и архитектуре предприятия. Там выступали Рон Росс, Джон Захман – одни из лучших профессионалов в индустрии. Честно говоря, я ожидал каких-то научных откровений, думал, что услышу что-то принципиально новое. Оказалось, многие проблемы и кейсы мы решали на университетских занятиях, а те знания, которые у меня уже были, вполне можно было бы применить в реальном бизнесе.

В Австралии работает много людей из разных стран и, если попытаться сравнить уровень образования в Вышке и уровень образования людей, например, которых я вижу сейчас на работе, то он, наверное, схожий. На мой взгляд, выпускники Вышки вряд ли будут обладать каким-то очень специфичным, уникальным багажом знаний, по сравнению с  выпускниками других хороших университетов в других странах. Но, с другой стороны, ничего хуже у них тоже не будет, всё будет на уровне.

 

Расскажите о том, как попали в Австралию – и почему именно эта страна?

Я живу в Австралии уже полтора года. Работая в «Лаборатории», я перевелся в офис в Австралии на временный контракт. Контракт закончился, и я начал искать новую работу. Рынок труда в Австралии сильно отличается от российского, и нужно соответствовать местным стандартам. Мне было очень непривычно долго ждать ответа от HR-менеджеров – австралийцы с этим не спешат. Я, например, отправил около ста резюме, но реальные отклики получил только на десять из них. Зато они точно знают, кого зовут на первое собеседование. В России ситуация обратная: на собеседования охотно приглашают многих, но предложения о работе ты можешь так и не дождаться. Свою нынешнюю работу я, кстати, получил после первого же интервью. Я работаю в достаточно крупном международном агентстве со множеством клиентов, занимаюсь разными проектами.

 

Игорь, расскажите, пожалуйста, как проходит ваш рабочий день, как вы отдыхаете?

Я работаю в достаточно крупном агентстве, представленном в разных странах, не только в Австралии. Стандартный рабочий день длится семь с половиной часов – если речь не о горящих сроках, конечно. Я занимаюсь тем, что руковожу небольшой командой бизнес-аналитиков в  департаменте управления проектами. Содержательно мы занимается управлением требованиями на проектах по разработке программного обеспечения, детали будут зависеть от конкретного проекта. У разных клиентов очень разные ожидания, со многими нужно договариваться, искать подход. Иногда приходится работать дольше, чтобы все успеть, но это не сильно напрягает и в целом находится в рамках проектной деятельности.

Если говорить о специфике работы в Австралии, то здесь чувствуется баланс между работой и отдыхом, в отличие от Москвы. Москва хаотичнее, она отнимает больше сил и требует быстрых решений. Здесь все происходит медленнее – некоторые люди начинают строить карьеру только к 30-35 годам, до этого пробуют себя в разных сферах. Многие специалисты, кстати, приезжают из других стран, в том числе из России. Мне кажется, в этом плане Вышка дает отличную базу – наши специалисты вполне могут конкурировать с местными

 

А с выпускниками Вышки встречаетесь? И вообще – однокурсников удается видеть?

В Австралии есть выпускники Вышки в Сиднее, еще в Новой Зеландии. Моя жена – тоже выпускница Вышки.


Каковы ваши дальнейшие карьерные планы? Вы хотели бы остаться в Австралии или планируете вернуться в Москву?

Сейчас мне нравится моя работа в агентстве, она расширяет кругозор и дает отличное понимание рынка в целом. Но я бы не стал исключать возможность ее поменять. Все проекты, которыми я занимаюсь, не долгосрочные, приходится всё время переключаться. Возможно, в какой-то момент мне захочется сфокусироваться на чем-то одном.  А в Москве я время от времени бываю. Последний раз был в прошлом году. Москву я уже знаю, Австралию же  пока только начал изучать. Сейчас живу в Мельбурне, но бывал и в других городах. Вообще я бы хотел еще где-нибудь пожить, посмотреть на другой образ жизни и менталитет.

 

Игорь, скажите, а отдыхать удается?

Для меня лучший отдых - это дома с семьей, женой, дочкой, я вообще с ними люблю куда-то вылезать. Недавно родился  второй ребенок. Помимо работы занимаюсь волонтёрской деятельностью под эгидой IIBA - состою в совете директоров российского отделения, занимаюсь вопросами членства в отделении. В рамках этой деятельности мы сейчас активно ведём два проекта: локализация на русский язык свода знаний по бизнес анализу, и разработка профессионального стандарта РФ “Бизнес аналитик”. Приглашаем всех желающих присоединяться к проектам отделения.

 

Какой бы вы дали совет выпускникам и нынешним студентам Вышки?

Научитесь пользоваться возможностями, которые дает университет. За шесть лет учебы в университете я видел разных студентов: были примеры людей, которые заканчивали институт с абсолютным минимумом того, чего они могли там получить, ради корочки, условно говоря.  Но также были и люди, которые выходили из института реально другими людьми, более открытыми, полными впечатлений, просвещенными. Поэтому нужно, наверное, преодолеть этот порог и начать не стесняться пользоваться тем, что даёт Вышка: посещать факультативы, участвовать в инициативах. Я сейчас жалею, что упустил много таких интересных инициатив студенческих просто потому, что было лениво ими заниматься или пропустил какую-то информацию мимо ушей. Я бы хотел сказать всем тем, кто только поступает, а также тем, кто уже учиться в Вышке – у вас есть реальный шанс не только многому научиться, но и ощутить, каково это – быть студентом Вышки. Воспользуйтесь им!