• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

119049, г. Москва  

ул. Шаболовка, 26-28 

7(495) 916-89-48

fbm@hse.ru

 

Руководство
Первый заместитель декана Волков Дмитрий Леонидович
Заместитель декана по науке и развитию ППС Кущ Сергей Павлович
Заместитель декана по корпоративным связям и работе с выпускниками Дынин Александр Евгеньевич
Заместитель декана по интернационализации Грязнова Анна Михайловна
Заместитель декана по приёму и работе со студентами Кнатько Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по развитию инфраструктуры Курдынко Иван Михайлович
Руководитель службы маркетинговых коммуникаций Павлочева Мария Владимировна
Менеджер по работе со студентами Лесовская Ирина Николаевна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Бизнес-информатика

4 года
Очная форма обучения
85/160/25
85 бюджетных мест
160 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Маркетинг и рыночная аналитика

4 года
Очная форма обучения
25/80/15
25 бюджетных мест
80 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Управление бизнесом

4 года
Очная форма обучения
60/120/40
60 бюджетных мест
120 платных мест
40 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе

4 года
Очная форма обучения
50/80/15
50 бюджетных мест
80 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Цифровые инновации в управлении предприятием (программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета)

4 года
Очная форма обучения
80/12
80 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Менеджмент

4 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

HR-аналитика

2 года
Очная форма обучения
20/15/5
20 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Бизнес-информатика

2 года
Очная форма обучения
80/10/5
80 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации

2 года
Очная форма обучения
40/30/15
40 бюджетных мест
30 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Международный менеджмент / Master in International Management

2 года
Очная форма обучения
22/15/15
22 бюджетных мест
15 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Менеджмент в ритейле

2 года
Очная форма обучения
30
30 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Менеджмент и маркетинг в индустрии моды

2 года
Очная форма обучения
30
30 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системы больших данных

2 года
Очная форма обучения
24/10/30
24 бюджетных мест
10 платных мест
30 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг

2 года
Очная форма обучения
20/15/5
20 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Стратегический менеджмент в топливно-энергетическом комплексе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30
30 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Электронный бизнес

2 года
Очная форма обучения
20/15/2
20 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Инновационные технологии управления цепями поставок

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Маркетинг

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Стратегическое управление логистикой

2 года
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление информационной безопасностью

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровая логистика и управление цепями поставок

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Стратегическое управление логистикой и цепями поставок в цифровой экономике

Очная форма обучения
54/15/5
54 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление инвестиционными проектами

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Статья
The needs of Muslim hotel customers: evidence from Russian guests

Shnyrkova A., Predvoditeleva M.

Journal of Islamic Marketing. 2020. Vol. ahead-of-print. No. ahead-of-print.

Глава в книге
Algorithm for assessing and managing key financial performance indicators of a sports club

Kornilova S., Sizykh N.

In bk.: 2019 Twefth International Conference "Management of large-scale system development" (MLSD). IEEE, 2019. P. 1-3.

Глава в книге
Agent-Based Modelling and Simulation of Inter-Organizational Integration and Coordination of Supply Chain Participants

Sergeyev V., Lychkina N. N.

In bk.: 2019 IEEE 21st Conference on Business Informatics (CBI). Vol. 2. IEEE Computer Society, 2019. P. 436-444.

Роман Малов: "Предприниматели — это беспокойные люди с особой системой координат"

Интервью с выпускником факультета бизнеса и менеджмента Романом Маловым. Роман В 2007 году закончил бакалавриат факультета менеджмента, а в 2010-м магистратуру по программе «Управление человеческими ресурсами». В 2010 году принял пост управляющего «Ядринмолоко», а в 2013-м открыл еще один завод этого бренда. В 2011-м приобрел Чувашский конный завод, в 2013-м стал первым в России поставщиком замороженного семени племенных жеребцов из Швеции. В 2018 году стал победителем Alumni Awards в номинации «Частный бизнес».

Выпускник факультета менеджмента (сейчас — факультет бизнеса и менеджмента) Роман Малов — директор и владелец Чувашского конного завода им. В.И.Чапаева и завода «Ядринмолоко», чью продукцию мы покупаем в магазинах Москвы каждый день. Чем опыт участия в КВН полезен в сельском хозяйстве, как приземлить магистерские знания на поля Чувашии, не стыдиться за «колхозный» бизнес и выводить российское коневодство на международный уровень — рассказал Роман новостной службе портала.

Почему вы выбрали Вышку и факультет менеджмента?

В 2003 году я пытался поступить в МГУ на экономфак, но не получилось, тогда я пошел в Вышку на менеджмент. Думал, отучусь и переведусь через год в МГУ. Но через год я совершенно забыл об этом, потому что Вышка вдруг стала важной частью моей жизни. Во многом это произошло благодаря разным внеучебным активностям — я начал играть в КВН, участвовал в музыкальном движении, которым тогда руководил Андрей Вершинин, буквально жил в творческой среде, как и многие мои однокурсники. Даже после окончания Вышки тусовка КВН держалась вместе и всегда устраивала какую-то движуху уже на профессиональном уровне — например, мы вместе с Арсением Ашомко и Яном Оськиным работали в Gameland.

Вы ощущаете пользу сценической закалки для жизни?

Конечно, я часто говорю, что в российском сельском хозяйстве невозможно без чувства юмора.

Но до сельского хозяйства вы, тем не менее, отучились в магистратуре. Какова была цель?

На программу «Управление человеческими ресурсами» я пошел потому, что руководителем там был Азер Гамидович Эфендиев. Мне очень нравилась его манера преподавания и общения.

Тут я и понял — есть между нами какая-то связь. Это уже потом он меня отчислил со второго курса магистратуры, когда я не пришел к нему на пересдачу, потому что уехал в Минск играть в ⅛ финала Первой Лиги КВН. Но я восстановился и через год защитил-таки магистерскую диссертацию.

На ваш взгляд, менеджмент — это бизнес-образование или больше про хорошее исполнение обязанностей в компании?

Как мне кажется, это все же про успешную коммуникацию с людьми в бизнес-формате. У нас на программе был большой уклон в сторону социологии, поэтому для меня менеджмент — это такая практическая социология, в целом универсальная. Сейчас я ей вплотную и занимаюсь, работая с людьми. В магистратуре я делал исследования про мотивации работников в сельском хозяйстве. Сейчас постоянно и занят этой проблемой — как заставить людей работать и работать качественно. Вышка дала мне четкое понимание дедлайнов и умение расставлять приоритеты, а сам процесс учебы сильно помог в дальнейшей управленческой работе. 

Как вы решили заняться своим делом, хотя, по всей видимости, вам было неплохо и в Gameland?

Вообще, в сельском хозяйстве я с детства. Все мои родственники так или иначе связаны с землей.

Довольно быстро я вывел существующее производство на максимальные объемы, подписав договоры с федеральными розничными сетями. Тогда мы решили, что нужно строить еще один молочный завод. Это была очень амбициозная цель, которая окончательно меня вырвала из теплого офисного кресла в Москве, и я переехал в Чувашию. Когда есть стартовые возможности, желание что-то делать, и при этом видна цель — глупо не взяться за новое дело.

В общем, как бы сказал Барни Стинсон «вызов принят!» - мне всегда было интересно ввязаться в челлендж, и я начал новую жизнь. Сперва объездил более 90 предприятий, прежде чем строить свое. Смотрел, как это делают, а главное — как не делают, чтобы не повторять чужих ошибок. Но своих тоже было предостаточно. Сейчас мы разогнали завод до 220 тонн молока, а в планах — 500 тонн. С молочного завода идет основной финансовый поток оборотом в 2,5 млрд. в год. Мы поставляем молоко во Вкусвилл, делаем продукцию для Дмитровского молочного завода, творог и кефир для Дикси и Ашана. Работаем практически со всеми розничными сетями России. Сейчас общаемся с финским Valio на тему запуска линейки детского питания под их брендом.

Чтобы заняться своим делом, нужно изначально иметь мышление бизнесмена, или это просто качество, которое можно развить?

Некоторые хотят и стремятся к этому, а некоторых не заставишь ввязаться в бизнес. Потому что это ответственность, нервы, ты последняя инстанция, и никто не даст совет в том или ином решении. Многим людям хочется просто на кого-то спокойно работать. Это не вопрос возможностей или способностей, люди просто хотят или не хотят этим заниматься. У меня сейчас в подчинении работает больше 1000 человек, и я вижу, что люди, которые ждут 17 часов, чтобы уйти домой и не думать ни о чем, отлично могут делать свою работу. Но они не могут вести проект, делать что-то новое, брать инициативу на себя — они прекрасные исполнители, и только. А вот предприниматели — это «беспокойные» люди с другой системой координат.

При этом я не считаю себя предпринимателем в чистом виде. Часто начинаю новые проекты на спор или чтобы кому-то что-то доказать. Но если берусь делать, то делаю до конца, до малейшей детали. Поэтому часто я вижу перспективные идеи или проекты, но не берусь за них, заранее понимая, какая это головная боль.

Что в управленческой деятельности оказалось наиболее важным скиллом?

Установка собственного авторитета. Как только я приехал работать на завод и стал директором, меня стали «проверять на вшивость». Но мне это было не в новинку — я прошел военную кафедру Высшей школы экономики. Поначалу я соревновался с одним уважаемым коллегой — кто раньше на работу придет. Рабочий день начинается в 8:00, я появился в 7:30, он в 7:20, на следующий день я в 7:10, он в семь. Сошлись на 6 утра и пожали руки. В общем, со всеми теперь прекрасные отношения. Когда работаешь в коллективе, сразу видно, кто есть кто. Не нужно пускать пыль в глаза, а просто делать работу на отлично.

Я стал директором в 23 года, представьте — вокруг главные инженеры с опытом, знают досконально свое дело, а тут я такой — без специальных знаний, но с огромной мотивацией. Ходил по предприятию и замечал всякие мелочи, искал причины неполадок, просил привести что-то в порядок. Очень занудный в этом смысле человек. Но зато сотрудники понимают, что ты реально заинтересован, что просто имитация работы не пройдет.

Мне кажется, трудовой этикет — важная вещь, которую нужно в том числе изучать в университете. Сейчас мне кажется, я научился обходить многие острые углы, но раньше был весьма резок и эмоционален в таких вещах. Например, в 2014 году я не смог найти общий язык с дистрибуторами, и мне пришлось заниматься реализацией продукции в 2 тысячи магазинов Нижегородской области самому.

Многие бизнесмены-миллиардеры говорят, что в начале нужно попробовать самому работать руками, а потом уже нанимать подчиненных. Это правда так работает в случае успеха?

Это спорный момент. Конечно, лучше и проще работать, когда ты понимаешь все процессы, но человек не может знать все досконально. В идеале, за каждый этап работы должен отвечать руководитель направления или отдела. Но чтобы сотрудники чувствовали контроль и поддержку, ты должен быть готов самостоятельно разобраться в вопросе. Это касается любого этапа производства, будь то технология закваски кефира или построение логистических маршрутов распределения готовой продукции.

Я с самого начала не закрывал глаза на разные неполадки и всегда «докапывался» до проблем. Для меня сейчас основное правило управления — во всем поддерживать логику и порядок. Тогда предприятие работает как часы, пусть и не швейцарские, но хотя бы завода «Заря». Причем если ты закрываешь глаза не непорядок в рамках работы, то это переползает на отдых и на все социальные аспекты жизни.

Какие особенности ведения бизнеса и взаимоотношений с рынком существуют в области молочной переработки?

Здесь нужно работать каждый день. Не получится заработать, а потом отдыхать какое-то время, нужно всегда быть на работе, потому что предприятие не может остановиться, молоко — это товар каждодневного потребления. У нас фреш-продукция, то есть пастеризация со сроком годности 5-10 суток. Людям это важно. Особенно тем, кто контролирует наше производство — а на пищевых предприятиях проверки происходят постоянно.

Расскажите про проверки — это действительно стихийный процесс или все же базируется на каких-то законодательных нормах?

Когда ты понимаешь, что построил новый завод, все делаешь по-честному, а они приходят и говорят — извини, но мы обязаны за что-то выписать штраф. Когда ты вкладываешь миллионы, берешь миллиардные кредиты на оборудование, оптимизируешь производство, а тебя вынуждают найти в своем деле косяк, хочется сказать — wtf??? С налогами тоже большой вопрос, можно часами говорить по поводу НДС. Например, крупные трейдеры по пшенице и молоку закупают товар у хозяйств без НДС, а продают потом с НДС, а эти 10% кладут себе в карман. Просто такой у нас рынок, чтобы вести здесь бизнес, нужно это принимать и быть реалистом. Справедливостью и порядком здесь пока не пахнет.

Почему вы занялись еще и коннозаводством?

Я с детства очень люблю лошадей. Бабушка всю жизнь работала в колхозе сначала дояркой, а потом осеменатором. Я часто проводил время на ферме, катался на лошадях, как все деревенские мальчишки. Когда я вернулся в Чувашию, то часто ездил мимо полуразрушенного конного завода. Чтобы завод окончательно не разворовали, я купил его. Потом еще судился за землю 4 года, но в итоге оформил ее в собственность. В 2011 году мы возобновили посевные работы на землях конного завода, потратив в общей сложности около 120 млн. руб. на комбайны, сеялки и ремонт. Начали приводить 3200 Га земли в порядок. Все это делается, чтобы завод через 3-4 года стал кормовой базой для мегафермы по производству молока. На площадке конного завода мы тренируемся работать с землей, тестируем сорта злаков и трав.

А как же кони? Их тоже как-то нужно «осваивать»?

Я много читаю по этой теме. Когда моя жена жила в Швеции и наш ребенок родился в Стокгольме, мне приходилось часто к ним ездить. А Швеция — один из лидеров рысистого коневодства. Я побывал на различных конных заводах, знакомился с практиками и налаживал возможности сотрудничества. Одним из первых начал завозить в Россию замороженное семя лучших производителей, и делать это официально. Сейчас мы лидеры в России по осеменению лошадей замороженным семенем, а наше собственное поголовье лошадей составляет около 100 рысаков.

Вам когда-нибудь было некомфортно в этой среде? Я имею в виду историю о высоком и низком, вроде как трудно представить магистра с лопатой для навоза в полях Чувашии.

Сначала было непривычно. Но была Идея — построить новый завод в чистом поле. Я жил этой идеей и мне было плевать на все остальное.

И это не вопрос понижения планки или разрушения амбиций. Это скорее про то, что тут я могу сделать больше и круче, чем в Москве. И, конечно, про личный челлендж.

Но проблема непривлекательности российской провинции действительно есть. Я часто общаюсь со шведами, американцами и французами на тему сельского хозяйства. Там семьи по нескольку поколений занимаются землей и скотом, с детства этому учатся, поступают в университеты, а потом возвращаются работать на ферму. И это нормально. Советские времена привили нам отвращение к земле, все эти колхозы, пятилетки, телогрейки и для нас являются тем, что мы хотим оттолкнуть и забыть, скорее убежать в город к либеральным ценностям и чистым ботинкам. А вот на западе начисто отсутствуют такие образы, там за это не стыдно. Семьи по нескольку поколений занимаются землей и скотом, с детства этому учатся, поступают в университеты, а потом возвращаются работать на ферму. И это нормально.

Каков ваш следующий уровень в конозаводстве?

Хотелось бы, чтобы мои лошади могли конкурировать с европейскими. Для этого нужно наработать им определенный статус. Я делаю первый в стране Всероссийский аукцион рысистых лошадей на Раменском ипподроме, бега и другие мероприятия, например, Ледяной кубок по конным бегам, Russian trot weekend, Кубок Чувашии по конным бегам. В этом году мы проводим 12 июля матчевую встречу наездников Финляндии и Чувашии. Зимой мы устраиваем Ледовый кубок, когда лошади бегают на льду. Я поставил задачу, развить культуру бегов в Чувашии, и у нас уже есть успехи в рамках проекта Кубок Чувашии, которое собирает больше 6 тыс. зрителей и проходит в формате фестиваля.

Где вы берете на все это средства?

Сейчас я в основном трачу свои. На мероприятия мне всегда было тяжело просить деньги, потому что русскому человеку не просто с кем-то объединиться, а чувашу — особенно. Но я активно изучаю европейские практики спонсорства и стал проще смотреть на свою функцию «просителя». С каждым годом призовой фонд Кубка Чувашии растет, и сейчас составляет  300-400 тыс. Нужно показать людям, что это важно, интересно, что лошади — это модно. Но не в закрытом сегменте российской элиты, а в масштабах хотя бы среднего класса. Не секрет, что российские ипподромы находятся в ведомстве Газпрома, и там крутятся большие деньги. На телеканал «Конный мир» выделяется порядка 250 млн. в год, на президентские скачки — около 100 млн., но люди не видят этих денег и продолжают думать, что конный спорт и все, что с ним связано — не для простых смертных. Мне бы хотелось разрушить этот стереотип и популяризировать конный спорт и коневодство как одно из интересных, полезных, зрелищных увлечений с огромной историей. 

Автор: Соня Шпильберг